Как обуздать свою память

27 июля 2015 года

Представленная ниже новость будет полезна не только любителям игры в «Эрудит» и «Скрабл», но также устным и письменным переводчикам, которые на протяжении всей своей профессиональной жизни (а у переводчиков она обычно имеет те же временные рамки, что и их биологическая жизнь 🙂 ) стараются «приструнить» свою память и  натренировать ее на лексические единицы, равно как и грамматические правила рабочих языков.

Новозеландец Найджел Ричардс, не говорящий по-французски, стал чемпионом мира по франкоязычной настольной игре «Скрабл». И в этом нет ничего удивительно: ведь Ричардс считается лучшим игроком всех времен. Он трижды выигрывал чемпионат мира по англоязычному «Скраблу», пять раз побеждал в национальном чемпионате США и стал шестикратным чемпионом в британском турнире UK Open. А его последним выдающимся достижением стало запоминание всего французского словаря игры за какие-то девять недель.

Ричардс – не единственный, кто удивил мир своей изумительной памятью. Мировой рекорд за самую удивительную память в этой области по версии Книги рекордов Гиннесса принадлежит Дейву Фэрроу. В 2007 году он примерно 14 часов запоминал последовательность 3068 карт (59 колод), выложенных в случайном порядке, – при этом посмотрел на каждую карту лишь один раз. А в 1981 году Раджан Махадеван воспроизвел по памяти первые 31 811 цифр числа «пи». Впрочем, этот рекорд устоял недолго: в 1987 году Хидеаки Томойори запомнил 40 000 цифр.

Естественно, тем, кто с трудом может вспомнить, что случилось пару дней назад, такие возможности кажутся просто фантастическими. И недаром людей всегда интересовало, откуда же берется такая исключительная память. Что это – врожденная способность или плод усердной работы над собой? Мы можем с уверенностью ответить: гениальная память – это результат упорных тренировок.

В 1980-е и 1990-е годы было написано много книг на тему гениальности и исключительных способностей, а первые из них были посвящены причинам превосходства шахматных гроссмейстеров над новичками в игре. Авторы этих трудов пришли к единодушному выводу: очень многие люди способны воспроизводить практически без усилий огромное количество информации, но только если она относится к той сфере, в которой они компетентны. В ходе исследования, проведенного в 1970 году Уильямом Чейзом и Гербертом Саймоном в университете Карнеги-Меллон, мастера игры в шахматы воспроизводили по памяти расстановку фигур на доске. Когда она имитировала реальную игровую ситуацию, у гроссмейстеров результаты оказались гораздо лучше, чем у новичков. А вот при случайной расстановке фигур игроки всех уровней демонстрировали одинаково слабую память.

В поисках способа достижения исключительной работы памяти Чейз вместе с К. Андерсом Эрикссоном разработал «теорию умелой памяти» (“skilled memory theory”), основанную на трех основных принципах.

Во-первых, «принцип кодирования» (“encoding principle”): при кодировании и сохранении материала в долгосрочной памяти человек должен полагаться на предыдущий опыт и модели. Во-вторых, закодированная информация должна иметь «точку восстановления» (“retrieval structure”). Это означает, что материал должен быть связан с определенным сигналом, возникшим в момент запоминания, – именно этот сигнал служит пусковым механизмом для извлечения информации из долгосрочной памяти. И в-третьих, при помощи дополнительных упражнений человек становится более умелым в кодировании и может запоминать такое же количество полученной информации за меньшее время – это принцип «ускорения» (“speed-up principle”).

Какие техники использовать?

Существуют определенные мнемические стратегии. Самый древний и распространенный метод называется «локи» (от латинского Loci, «места»). Запоминающий сначала представляет в воображении ряд комнат, после чего  «размещает» запоминаемый материал по этим «комнатам». А при воспроизведении материала он сам мысленно переходит из одной комнаты в другую в определенном порядке.

Чем ближе и понятнее кажется такое воображаемое место, тем быстрее можно разместить тут связанный с ним материал, а потом – воспроизвести его в памяти. Подобная визуализация используется в большинстве мнемических методов. Например, последовательность цифр можно ассоциировать со словами. Если 59 обозначить как «губы», а 47 – как «камень», то число 5947 запомнить при помощи фразы «губы целуют камень». А в некоторых техниках, основанных на особенностях японского языка, используется противоположный принцип: цифры обозначаются звуками или слогами, которые затем превращаются в слова.

Ричардс ведет затворнический образ жизни, поэтому сложно узнать, какие методики использует он сам. Скорее всего, его мнемические стратегии очень удачны. К тому же, Найджел Ричардс обладает исключительными математическими способностями, которые не могут не пригодиться при игре в «Скрабл». Мнемические стратегии таких людей выходят за пределы нашего понимания. А являются ли такие способности врожденными или приобретаются со временем – в этом науке еще предстоит разобраться.

Для переводчиков все эти стратегии и теории необычайно важны, поскольку порой при переводе (в особенности, устном, хотя и в письменном тоже) с одного языка на другой переводчики рано или поздно сталкиваются с проблемами, связанными с памятью и запоминанием тех или иных слов.

Назад

Услуги для Вас

Узнать больше