Дети учатся говорить так же, как птицы учатся петь

1 июля 2013 года Оказывается, пение молодых птиц и детский лепет – идентичные процессы с точки зрения биологии. Таковы результаты необычного исследования, проведенного в США. Эксперимент организовала команда ученых, среди которых – специалисты по птичьему пению, доречевому развитию детей и по психологии. В ходе эксперимента исследователи обучали зебровых амадин новой песне. Новизна песни заключалась в том, что слоги в ней были переставлены местами. Чтобы запомнить новую версию, амадинам пришлось тысячи раз в день повторять ее в течение нескольких недель. Далее ученые сравнили процесс обучения птиц новой песне с тем, как дети осваивают новые слоги. Прослушав записи детского лепета, они обнаружили значительное сходство между этими процессами. Сперва дети повторяют новый слог (до-до-до). Затем начинают присоединять к одному из уже знакомых слогов (до-да-да или да-да-до). И наконец, учатся вставлять новый слог между двумя знакомыми слогами (да-до-да). Такое большое количество повторений говорит о том, что и детям, и птицам сложно усваивать переходы между слогами. Возможно, именно поэтому дети продолжают лепетать, даже когда уже понимают язык. Некоторые ученые отнеслись к данному исследованию скептически. Однако оно имеет подтверждение на генетическом уровне. У птиц и людей есть одинаковые гены, в том числе – ген FOXP2, который, как считается, у людей влияет на развитие речи. По словам ученых, результаты исследования меняют представление о сути детского лепета, а также могут пролить свет на некоторые дефекты речи у людей.