Наши услуги

г. Москва, ул. Каланчевская,
д. 11, стр.3, 3-й этаж, офис 35.

+7 (495) 690 90 84
+7 (495) 749 79 40

office@transeurope.ru
transeurope@mail.ru

Сосредоточенность детей, инженеров и переводчиков и высунутый язык

3 июля 2015 года

Помните, когда мы были детьми и концентрировались на каком-то занятии – лепка пластилином, вычерчивание букв или линий и пр., — мы непроизвольно высовывали язык? Сейчас же с улыбкой наблюдаем, что язык высовывается и у наших детей. Но еще больше нас смешит, когда мы, будучи серьезными переводчиками, выполняя перевод с аудио- или видеоносителя (например, перевод фильмов или презентаций), тоже ловим себя за «высовыванием языка». Мы с усердием сжимаем ручку или карандаш, надавливаем на них, чтобы скорее начать записывать оригинал или уже сразу перевод, и далее так концентрируем наше внимание, что язык так и рвется наружу…Инженер-проектировщик, который корпит над своими чертежами, тоже порой грешит высунутым языком.

Британские социологи Джиллиан Форрестер и Алина Родригес хорошо знакомы с такими явлениями. Проводя исследования для августовского выпуска журнала Cognition, они глубоко проникли в биологические основы очень милой формы поведения детей и взрослых, действия которых не видны окружающим – склонности высовывать язык в момент сосредоточенности. Выяснилось, что высовывание языка – это отголосок самой древней формы человеческой речи.

Чтобы понять, как возникла такая привычка, Форрестер и Родригес поручили группе 14-летних детей выполнение различных сложных заданий: воспроизведение истории, испытание с замком и ключом, игры с использованием ладошек. И во всех случаях дети высовывали язык в момент интенсивных размышлений. Результаты эксперимента подтвердили выводы предыдущих исследований, установивших типичность такого поведения детей до достижения ими половой зрелости.

Просматривая видеозапись игровой деятельности дошкольников, ученые пришли к вескому заключению: чаще всего дети высовывают язык не в процессе моторной деятельности (открытие замка, игра с маленькими куклами), а во время игры с ладонями – «стук и хлоп».

По мнению ученых, это не случайно. Игра, по правилам которой ребенок вслед за исследователем должен стучать по столу, требует координации, быстроты мышления, движений и способности усваивать правила – на всем этом и строится общение. Феномен «высунутого языка», как его называют ученые, может быть отголоском раннего этапа развития речи, когда телодвижения вроде стуков и хлопков эволюционировали в общение посредством языка.

Еще одним открытием Форрестер и Родригес является вывод о связи явления высовывания языка со свойствами мозга, делающими возможным наше общение. Во время выполнения некоторых заданий дети высовывают язык преимущественно на правую сторону – следовательно, этот процесс контролирует левое полушарие мозга, отвечающее за обработку языка.

Эксперимент показывает, что не только детям, но и взрослым свойственны бессознательные мимические движения ртом во время выполнения заданий, связанных с моторикой рук. Однако люди научились контролировать мимику, чтобы не выглядеть смешно в глазах окружающих.

По словам ученых, дальнейшее изучение феномена языка может «повлечь за собой новые исследования того, как ранняя система человеческого общения осуществила переход от рук ко рту». Возможно, нам стоит чаще позволять себе высовывать язык ради развития науки.