Ассамский язык
Ассамский язык – самый восточный из индоарийских языков. Он употребляется главным образом в индийском штате Ассам, официальным языком которого и является. На нем также говорят в Аруначал-Прадеш и других штатах на северо-востоке Индии. Кроме того, в штате Нагаленд и отдельных районах Ассама широко используется и употребляется и нагамский язык – креольский диалект на основе ассамского. Общее число носителей ассамского языка составляет свыше 13 млн. человек.
Ассамский и его родственные языки – майтхили, бенгали и ория, – развились из пракрита магадхи. Индийский лингвист Сунити Кумар Чаттерджи считает, что этот пракрит был также предком бенгальских диалектов.
Хотя первые сочинения на ассамском языке были созданы в 13-м веке, отдельные записи встречаются в документах царства Камарупа 5-12-го веков. В частности, в 9-м веке на ассамском языке была написана Чарьяпада – сборник буддийских притч, обнаруженный в 1907 году в Непале. В 17-м веке ассамский язык стал языком двора в царстве Ахом.
Фонемный инвентарь ассамского языка состоит из восьми ротовых гласных фонем, трех назализованных гласных, пятнадцати дифтонгов (в том числе двух назализованных) и двадцати одной согласной фонемы. Среди других языков индийской группы ассамский выделяется отсутствием различия между зубными и ретрофлексивными согласными в корональных смычках. В процессе развития языка дентальные и ретрофлексные смычки превратились в альвеолярные.
От большинства восточно-индийских языков ассамский отличается и наличием велярного фрикативного [x], который произошел от коронального сибилянта [s] в результате его удлинения. Еще одно характерное отличие – активное употребление велярного носового согласного (как ng в английском sing). Во многих языках велярный согласный всегда прикреплен к гоморганному звуку, в то время как в ассамском он может появляться в интервокальной позиции. В ассамском, бенгальском и ряде других восточно-индийских языков гласные не различаются по долготе, однако имеются лабиализованные гласные заднего ряда, различающиеся на фонемном уровне.
Ассамский язык имеет следующие характерные морфологические особенности:
- род и число не маркируются грамматически;
- отсутствует лексическое различение рода личного местоимения третьего лица;
- переходные глаголы отличаются от непереходных;
- агентив открыто маркируется в отличие от винительного падежа;
- существительные, обозначающие степень родства, склоняются, как притяжательные местоимения;
- наречия могут образовываться от корней глаголов;
- пассивная конструкция может употребляться идиоматично.
Ассамское письмо – разновидность письма нагари, – ведет свою историю от письма гупта и очень похоже на письмо митхилатшар (язык майтхили) и на бенгальское письмо. Записи делаются слева направо, как в большинстве других языков.
На ассамском языке создана обширная литература. Самыми ранними ее образцами являются сочинения придворных поэтов 14-го века, например, Мадхава Кандали. А конец 16 – начало 17-го веков были ознаменованы расцветом вайшнавской литературы, которая и привела к появлению современных литературных форм в конце 19-го века.
В конце 19-го века ведущие позиции занимает диалект, распространенный в окрестностях города Сибсагара: именно его британские правители сделали официальным языком штата и именно на нем проповедовали христианские миссионеры в этом регионе. Ассамский язык, который сейчас преподается в школах, объединяет в себе черты разных диалектов. Лингвисты 19-го века выделяли два диалекта ассамского языка – восточный и западный. Сейчас же ученые различают четыре группы диалектов: восточная группа, на которой говорят в округе Сибсагар; центральная группа, распространенная в нынешних округах Нагаон, Сонитпур и Моригаон; группа кампури, употребляемая жителями округов Дхубри, Гоалрапа, Кокраджхар и Бонгаигон.