Хранителем французского языка стал… англичанин

10 апреля 2013 года

Майкл Эдвардс, уроженец Великобритании, с третьей попытки получил место во Французской академии. Он стал вторым британцем, принятым в Академию за всю ее 378-летнюю историю. Филологи встревожены: неужели в стан ревнителей чистоты французского языка пробрался неприятель? Ведь одна из главных задач Французской академии – формирование норм государственного языка. Не станет ли выходец с Британских островов лоббировать интересы родного языка?

Опасения вызывают не только происхождение нового академика, но и некоторые его высказывания. Эдвардс женат на француженке и уже 10 лет является гражданином Франции. Однако он утверждает, что англичанином в душе быть не перестал. Он удивляется отсутствию во французском языке многих слов, которые есть в английском. Но сильнее всего его настораживают слова о том, что английский не представляет опасности для французского, и это – на фоне настоящего засилья англицизмов во французском языке! По мнению Эдвардса, реальную угрозу представляет тот упрощенный вариант английского, который используется для международного общения во всем мире. А классический литературный английский ничем не опасен. Более того, он сам находится под угрозой из-за восприимчивости к другим языкам.

Но, может быть, французские филологи волнуются зря. В истории Академии уже был случай, когда одним из 40 ее членов стала представительница англосаксонского мира – писательница Жюльен Грин, родившаяся в Париже в семье выходцев из США. При этом французский язык из-за ее участия в работе Академии никак не пострадал.

Французская академия – это элитарное научное сообщество. Быть избранным в нее считается большой честью. Членами Академии были Бальзак, Расин, Лафонтен, Вольтер, Гюго, Клодель, Валери. Интересно, что это удавалось далеко не всем выдающимся писателям: например, Мольер так и не добился своего избрания в Академию. Сегодня членами Академии являются не только писатели, но и ученые – и даже бывший французский президент Валери Жискар д’Эстен. Избрание является пожизненным, и не удивительно, что более половины действующих членов Академии уже перешагнули 75-летний рубеж. Кстати говоря, «новичку» Майклу Эдвардсу сейчас 74 года.

Назад

Услуги для Вас

Узнать больше