Российская оппозиция проиграла на политическом поприще, но выиграла на лингвистическом
31 декабря 2013 года
Прошедший год, по словам корреспондента The Washington Post Уилла Ингланда, оказался плодотворным для русского языка благодаря протестным акциям оппозиции.
Ингланд ссылается на высказывание филолога Михаила Эпштейна, который заявил, что никогда в русском языке раньше не появлялось такое количество новых слов и не наблюдалось такой стремительной динамики. «Если в политическом отношении оппозиция проиграла, то в лингвистическом она выиграла», — сказал Эпштейн.
Стало известно, что филолог формирует группу лингвистов, которые будут голосовать за «новорожденные» слова. В список наиболее популярных слов 2012 года вошли такие неологизмы, как автозак, оккупай, панк-молебен, пуссирайот, религархия. Ну а словом года признано название Болотной площади – «болотная», где в прошлом году и разворачивались основные оппозиционные баталии. А вот фразой года стали слова из «панк-молебна»: «Богородица, Путина прогони!»
Столь щедрый на неологизмы год, по мнению Эпштейна, свидетельствует о том, что оппозиционная энергия мысли оказалась в разы сильнее, ярче и выразительнее, чем у властей.
В конкурсе Эпштейна также шло голосование в рубрике «антиязык» — это язык пропаганды, искусственно искажающий смысл слов. Лидером в этой «номинации» стало выражение «оскорбление чувств верующих».