Тайна лингвистических находок
28 февраля 2010 года
Ни для кого не секрет, что со времен оформления христианства как религии еврейское и христианское священные сообщества пребывают в состоянии «дипломатичного» антагонизма. В частности это проявляется в неутихающих лингвистических спорах о точности перевода и оригинальности написания отдельных частей или строк Библии. Одним из камней преткновения долгое время были несколько пророческих строф иудейского Священного Писания. Разумеется, представители обеих конфессий спешили обвинить друг друга в фальсификации манускриптов, дабы утвердить свою версию интерпретации писания. Увы, вплоть до конца ХХ века ученые тоже не могли внести ясность в этот вопрос и доказать правоту одной из сторон, точно установив текст, являющийся древнейшим оригиналом.
Безусловно, существуют незначительные различия между действующей на протяжении 1400 лет Масорой (сводом указаний и правил оформления при переписывании текста еврейского Ветхого Завета) и Септуагинтой (древнегреческим переводом Ветхого Завета, датированным III–II веками до н. э. в Александрии специально для евреев). Однако до недавнего времени никто не мог наверняка сказать, были ли эти несоответствия сознательным желанием переводчиков исказить оригинал, или текст менялся в процессе переписи?
В жаркие лингвистические споры обеих конфессий вмешалось само провидение, ниспослав ученым в период с 1947 по 1956 год сенсационные находки, обнаруженные в группе Кумранских пещер к востоку от Иерусалима. Ими оказались 800 манускриптов, среди которых были комбинации библейских и квазибиблейских текстов, а также ранее неизвестные письмена, предположительно принадлежавшие диссидентскому сообществу времен, как предшествующих рождению, так и включающих годы жизни Иисуса Христа.
Эти рукописи стали причиной настоящего скандала в среде ученых и в СМИ, которые просто захлебывались громкими заявлениями, что свитки намеренно скрываются во избежание обнародования фактов, якобы подрывающих христианскую и иудейскую веру.