Генрих Бёлль

Генрих Теодор Бёлль (21.12.1917 – 16.07.1985), немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы 1972 года, переводчик. В его ироничных романах о тяготах жизни в Германии во время Второй мировой войны и в послевоенный период очень точно отражены процессы изменения психологического склада немецкой нации.

Сын столяра-краснодеревщика, Бёлль окончил среднюю школу в 1937 году. В 1938 году он был привлечен к выполнению обязательной трудовой повинности, а затем отслужил 6 лет в германской армии рядовым и капралом. Полученный на войне опыт – Бёлль был ранен, дезертировал, попадал в плен, — стал центральной темой в творчестве писателя, вспоминавшего об «ужасной участи солдата, желающего, чтобы война была проиграна». После войны писатель поселился в родном городе Кельне.

В 1942 году Бёлль женился на школьной учительнице Аннемари Чех, которая впоследствии помогала ему переводить на немецкий язык произведения американских писателей – в первую очередь, Бернарда Маламуда и Джерома Сэлинджера.

Известность Бёллю принесли его рассказы, первые из которых были опубликованы в 1947 году. Позже они были объединены в сборнике «Путник, когда ты придешь в Спа» (1950). В своих первых повестях «Поезд пришел вовремя» (1949) и «Где ты был, Адам?» (1951) Бёлль описывает жестокость и безысходность солдатской жизни. А мрачные стороны мирной реальности рассматриваются через призму судеб механика в романе «Хлеб ранних лет» (1955) и семьи архитекторов в романе «Бильярд в половине десятого» (1959), который благодаря активному использованию внутренних монологов и ретроспекций является, по мнению литературных критиков, самым сложным произведением писателя.

В самом длинном своем романе «Групповой портрет с дамой» (1971) Бёлль представил панораму жизни в Германии в период с Первой мировой войны по 1970-е годы в виде рассказов многочисленных людей, оставивших след в жизни пожилой «дамы» Лени Пфайффер. Уже после смерти писателя были изданы сборник ранних рассказов «Бешеный пес» (1995) и роман «Крест без любви» (2003).

Искренне верующий католик, отец четырех детей, Бёлль отличался высочайшим уровнем нравственности и вместе с тем – индивидуальным видением окружающего общества. Через все его творчество красной нитью проходит тема признания и отрицания человеком своей личной ответственности. В своей суровой прозе он часто прибегал к сатире для выражения своих антивоенных и нонконформистских взглядов.

Назад

Услуги для Вас

Узнать больше