Наши услуги

г. Москва, ул. Каланчевская,
д. 11, стр.3, 3-й этаж, офис 35.

+7 (495) 690 90 84
+7 (495) 749 79 40

office@transeurope.ru
transeurope@mail.ru

Суггестивная лингвистика

Суггестивная лингвистика – новое направление в психолингвистике, разработанное профессором Пермского университета доктором филологических наук Ириной Черепановой в 1968-1997 гг. Эта дисциплина находится на стыке лингвистики и психологии и изучает воздействие структуры устной речи и письменных текстов на сознание человека. Как видно по названию, первостепенное внимание при этом уделяется суггестии (от латинского suggestion – «внушение») – использованию единиц языка для управления мыслями и поступками человека. Говоря проще, верно подобранное слово может и вылечить, и покалечить.

Одно из главных положений суггестивной лингвистики – существование связи между звучанием слова и его смыслом. И.Черепанова объясняет это тем, что минимальные фонетические единицы языка – звукобуквы – имеют различную эмоциональную окраску: так, звукобуквы А, Е, И вызывают ассоциации с чем-то приятным и радостным, а звукобуквы О, У, Ы – с чем-то мрачным и грустным. Кроме того, звучание слова вызывает также ассоциации с определенным цветом и размером: например, звукобуква И связывается в сознании реципиента с мелким предметом синего цвета, а звукобуква Ы – с крупным черным объектом.

И.Черепанова считает, что суггестивная лингвистика имеет давнюю историю и восходит к техникам чтения мантр и заклинаний. Она рекомендует использовать принципы суггестивной лингвистики при составлении рекламных текстов, так как конкретные сочетания звукобукв и ритм их произнесение вводят человека в определенное эмоциональное состояние – в частности, могут повышать уровень доверия к воспринимаемой информации.

В последнее время суггестивные методы активно используются в психотерапии для установления прагматического вербального взаимодействия между пациентом и врачом и повышения уровня их взаимного доверия.