Наши услуги

г. Москва, ул. Каланчевская,
д. 11, стр.3, 3-й этаж, офис 35.

+7 (495) 690 90 84
+7 (495) 749 79 40

office@transeurope.ru
transeurope@mail.ru

Языковой этикет: что это такое?

Бурное развитие технологий и процессов глобализации в 20-м и 21-м веках сделали мир открытым. Сегодня благодаря Интернету и мобильным телефонам без проблем можно мгновенно связаться с собеседником, находящимся на другом конце света. Из-за этого изменились и причины, побуждающие людей изучать языки, на которых говорят в других странах. Если в 19-м веке основной целью изучения иностранных языков было умение читать и писать, в 20-м столетии люди изучали иностранные языки в коммуникативных целях – т.е. для того, чтобы говорить и понимать иностранную речь.

Независимо от причин освоение чужого языка невозможно без знакомства с языковым этикетом. Как правило, еще на начальных стадиях обучения преподаватели знакомят учащихся с элементами этикета изучаемого языка – для лучшего понимания и оценки различных аспектов культуры его носителей. Впрочем, отчасти это происходит и потому, что во многих случаях изучение языка начинается со слов и выражений наподобие «Здравствуйте», «Меня зовут…» и т.п.

Языковой этикет всегда использовался для того, чтобы определить класс или социальную группу, к которой принадлежал говорящий. Дело доходило до того, что слушатели могли судить о моральном облике человека, основываясь исключительно на особенностях его речи. К примеру, авторы книг по правилам хорошего тона конца 19-го – начала 20-го веков предостерегают против таких форм языкового поведения, как употребление неформальных обращений (даже в кругу друзей), фигуративной речи, сленга и эвфемизмов, считая их безнравственными, оскорбляющими как говорящего, так и сам язык.

Языковой этикет выполняет целый ряд функций: он помогает установить контакт между собеседниками, привлечь внимание слушателя, помогает проявить уважение к собеседнику, определить его социальный статус, создать благоприятную обстановку для общения и т.д.

К одной из разновидностей языкового этикета относят использование гонорифических форм (почтительных обращений), цель которых – продемонстрировать уважение к собеседнику. Гонорифические формы, или гонорифики, разнообразны: от «госпожи» при обращении к женщине до «Вашего святейшества» при обращении к Папе Римскому.

Правила использования гонорифических форм различаются в разных языках и культурах. Обычно они обязательно употребляются в официальной и торжественной обстановке. В восточных языках, например, система вежливых обращений более развита, чем в европейских. А образуются гонорифики самыми различными способами: это может быть обращение по отчеству (как в русском языке), обращение на «вы» (как в русском или французском), употребление слов наподобие «господин» и «госпожа», использование особых гонорифических префиксов (во многих индийских языках) либо аффиксов (таких, как всем известное японское слово «сан»).